Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A

"Русь"

Главная » Афиша » "Русь"

Статья про Русь.docx

«В звуках этих доброта и ширь…»

(страницы истории и творчества Государственного вокально- хореографического ансамбля «Русь» им. М.Н. Фирсова)

«Издавна песни по Руси рекою льются. И не обойти эту полноводную реку, не объехать, как же не любить народную песню? Но и она обязывает ко многому. С ней дружить – так и жить как-то по-другому нужно: не с минутки на минутку, а всю тысячу и более лет в уме держать…» - эти слова принадлежат выдающейся исполнительнице русских народных песен Марии Николаевне Мордасовой. Все лучшее, что создавалось в музыкальном искусстве, всегда питал источник народного творчества. Интерес к народному искусству не исчезал никогда, а потому в последнее время появилось много народных и фольклорных ансамблей. Изучаются старинные обряды, песни, танцы. Но сохранить их суть, истинную народность удается не часто. Иногда подводит чрезмерная развлекательность, иногда – этнографическая музейность. Ансамблю «Русь» Владимирской областной филармонии под руководством Заслуженного артиста России Николая Литвинова удалось найти золотую середину.

… Над тишиной приумолкнувшего зала вспорхнули высокие чистые мужские и женские голоса. И чудится: это эхо плывет над уснувшими лесами и полями, над росными лугами и, покружив, уносится в даль. Со сцены льются безыскусные мелодии – одновременно узнаваемые и волнующе новые. Но это ничем не омраченные картины родной земли – светлые пасторали, и вдруг тревожные, полные драматизма сцены. Все подчинено мелодии песенного сказа, ее поэтическому смыслу. Звучат народные и лирические песни. И сколько в них родного, созвучного нашим мыслям и чувствам!

Земля Владимирская… Край раздольный, песенный. В нем сохранились и живут «преданья старинны глубокой». В нем вот уже более девяти столетий (!) радуют глаз владимирцев и гостей города белокаменные Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы. Край, известный всему миру школой Владимирской живописи, где и поныне живо искусство лаковой миниатюры и вышивки (пос. Мстера), мастерство стеклодувов (г. Гусь-Хрустальный).

Глядя на удивительное мастерство народных умельцев, мы разгадаем секрет рождения самобытного песенного искусства во Владимирском крае.

В 1973 году во Владимир был приглашен художественный руководитель Государственного Оренбургского русского народного хора, Заслуженный артист России - Яков Васильевич Хохлов. Известный дирижер, выпускник института им. Гнесиных, страстный пропагандист народного искусства в стране. Ему, опытному организатору, и было поручено создать на базе Владимирской областной филармонии новый народный коллектив. В течение года шла огромная подготовительная работа: изучение песенных традиций древней Владимирской земли, подбор артистов, музыкантов.

И вот осенью 1974 года, организованный Я.В. Хохловым коллектив, получивший название «Русь», дал свой первый концерт, который вызвал интерес как у критиков, так и у зрительный. Отмечались необычность в подборе номеров программы, истинно русская манера исполнения песен, частушек, хороводов и многочисленных танцевальных номеров.

Помощниками Хохлова в создании коллектива и концертной программы были: главный балетмейстер и постановщик танцев, Заслуженный артист РСФСР Сергей Руднев, главный хормейстер Евгений Капралов.

В репертуаре первых программ ансамбля использовалось народное творчество Владимирской земли, с которым молодые артисты знакомились в поездках по области. Хохловым были записаны и включены в репертуар старинные народные песни: «Как у Ванюшки на головушке» (в Гусь-Хрустальном районе), «Я по садику погуливала», «А кто у нас холост» (в Судогодском районе), «Юрьев-Польские припевки», «Из – под города, из-под Мурома», «Весна - красна», «Как за нашим за двором». В это же время создается хореографическая композиция «Полдник на сенокосе» по мотивам мстерской лаковой миниатюры.

На основе фольклора Владимирской области в соавторстве с известным поэтом песенником Виктором Боковым Я. Хохлов написал современные народные песни «Лес-дубрава, круты горы» (ею ансамбль долгое время открывал свои выступления), «Золотые ворота», «Край Владимирский». Репертуар «Руси» украшали «Юрьев-Польские припевки» и танцевальные сюиты «Вдоль по Питерской», «А мы просо сеяли», поставленные Рудневым по мотивам хороводов, игрищ и танцев Владимирщины.

Якову Хохлову удалось собрать такой коллектив, в котором бы все артисты пели, танцевали, играли на народных инструментах. Для него очень важно было создать свой, отличный от программ других русских хоровых и танцевальных коллективах, репертуар. Горячо принимала публика такие номера, как: «Русская пляска», «Топотуха-веселуха», «На сельской улице», «Шуточный танец», «Танец с шалями» и многое другое.

Владимирские рожки, жалейки, гусли, ударные народные инструменты, а также баяны, гармони, балалайки, домры позволяли создать яркую, самобытную форму концертных программ «Руси» тех лет.

Знаток и ценитель русского фольклора, поэт Виктор Боков, любил бывать на концертах ансамбля и постоянно писал для коллектива новые стихи, становящиеся песнями.

Изучался и расширялся песенный и танцевальный репертуар ансамбля «Русь», разнообразной становилась гастрольная география: это были выступления не только по области, по стране, но и за рубежом. И всегда зрители попадали под обаяние жизнерадостности, задора, неподдельной влюбленности в народное искусство артистов «Руси», в чем, конечно, большая заслуга его руководителя Якова Хохлова.

Творческие заслуги Я.В. Хохлова были высоко оценены: помимо звания Заслуженного артиста РСФСР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. В издательствах «Музыка» и «Советский композитор» были изданы сборники народных песен в обработке Хохлова.

В 1985 году Якова Васильевича Хохлова не стало. Почти год ансамбль «Русь» был без художественного руководителя. Это не значит, что коллектив перестал существовать: по-прежнему пополнялся и расширялся репертуар, создавались новые номера, продолжались выступления на сцене Областной филармонии, гастроли по области и стране.

Решающим моментом в это время для «Руси» стал 1986 год. Коллективу был представлен Михаил Николаевич Фирсов. Если для многих его имя мало о чем говорит, то в музыкальных кругах его знали. Фирсов – выпускник института им. Гнесиных (факультет дирижирования). Работал хормейстером в Оренбургском русском народном хоре, затем главным хормейстером в Сибирском народном хоре. Так что в ансамбль «Русь» Фирсов пришел уже сложившимся музыкантом. Работая в упомянутых коллективах, он ездил по многим областям России, занимался фольклором. В это время М.Фирсов много печатается, делает обработки. Они опубликованы во многих сборниках ведущих издательств страны: «Советский композитор», «Музыка».

С приходом Михаила Фирсова в «Русь», принципиально изменилось творческое направление коллектива. В сравнительно короткий строк ему удалось вывести ансамбль на принципиально иной уровень художественного мастерства. Сохраняя первоначальную идею музыкального исполнительства,

что не только не противоречило, а, напротив исходило от самой природы русского народного музицирования, ансамбль «Русь» постепенно приобрел совершенно новое творческое лицо. Коллектив получил известность, современно интерпретируя на сцене традиционно русский фольклор в органичном синтезе всех его элементов. Используя богатейшие традиции русской музыкальной культуры, «Русь» представляет фольклор в широком стилевом диапазоне – в симфоническом решении с элементами классического рока. Уникальность ансамбля также состоит в том, что каждый его участник является одновременно высоко профессиональным танцором и певцом.

Первой программой, доказавшей творческую состоятельность М. Фирсова, стала программа «Картинки русского календаря». Это вокально-хореографическая композиция, воссоздающая традиционный обряд русской свадьбы, а также действо в ночь на Ивана Купалу. Идея картинок – показать и Рождество, и зимние святки, и Масленицу, и свадебную игру, т.е. показать русский календарь в вокально-хореографическом, в художественно решенном варианте.

И признание не заставило долго ждать: за эту работу М.Фирсов в 1990 году был отмечен Государственной премией.

В начале 90-х годов прошлого столетия Фирсов создает новую программу «Русь изначальная», которая тоже удивляет своим высочайшим мастерством. «Русь изначальная» - обращение к теме сплочения русского народа, ретроспектива от Руси языческой до Руси христианской, где отчетливо и зримо звучит извечная тема борьбы сил добра и зла, сценически решенная художественными символами. Необычные тембры древних духовых инструментов окарин, звучащих на фоне приглушенных литавр, переносит зрителя в глубь веков. Сценическое оформление талантливо выполнено замечательной художницей Татьяной Гребневой.

Удачной была еще одна концертная программа ансамбля «Русь» - «Песни и танцы разных областей России». В ее основу легли певческие, танцевальные и инструментальные традиции средней полосы России, южного и западного регионов, а также традиции казачества.

Еще одной творческой победой Фирсова и ансамбля «Русь» является программа «Русское Рождество» (1995 г.) Это кантата для хора и оркестра, где использованы древние русские знаменные распевы, церковные песнопения, духовные стихи (муз. М.Фирсова, оркестровка Н.Литвинова). Гобелен, используемый как занавес в концертной программе, исполнен прекрасным художником Татьяной Гребневой. Бесконечная, заснеженная Русь, лик Христа передают настроение русского человека накануне Рождества.

И, наконец, еще одно из творческих завоеваний М. Фирсова и ансамбля «Русь» в то время - программа «Звоны». Это спектакль, в котором перекликаются моменты из жизни русского народа, его быта, устоев, верований, традиций. Здесь прослеживается не только неподдельная любовь к своей стране, но и боль за разрушенные храмы, памятники старины, утраченные традиции. Именно эта боль ярко выражена в прологе «Душа моя» (Северный псалом в обработке М. Фирсова), проникновенно исполненный Заслуженной артисткой России Светланы Савиной. «Звоны» представляют обрядовые народные танцы, хороводы, песни разных временных периодов в истории России. Это своеобразный призыв к духовности русского народа, к его великой истории, самобытной культуре, национальному самосознанию.

В 2007 году после продолжительной болезни М.Н. Фирсова не стало. После его смерти художественное руководство коллективом было по праву поручено Николаю Васильевичу Литвинову – Заслуженному артисту России, в течение 30 (!) с лишним лет музыкальному руководителю «Руси».

Н. Литвинов – выпускник Уральской консерватории им. Мусоргского. Баянист-виртуоз, прекрасный исполнитель на русской гармони, Литвинов в совершенстве владеет игрой на многих духовых инструментах. Он постоянно вносит ощутимый вклад в творческое становление ансамбля.

Музыканты оркестра и сегодня сохраняют и развивают традиционную игру на владимирских рожках, широко используются старинные музыкальные инструмент: жалейки, брелки, гусли, свирели, окарины и другие.

Художественное руководство, решение административных вопросов, творческих задач отнимают много времени, а поэтому руководство музыкальным ансамблем Н.Литвинов передал И.Носову.

Народная музыка нашла в Литвинове своего страстного, убежденного и вдохновенного пропагандиста. Он делает все, чтобы ее сокровища стали подлинным достоянием народа, чтобы о них имели не только верное представление, но и знали и полюбили всем сердцем. За десять лет руководства «Русью» созданы и имеют огромный успех у зрителей концертные программы: «Русская свадьба», «Морозко» (обе 2011), «Раз в Крещенский вечерок» (2013). Этот спектакль создан к 200-летию Мусоргского, по мотивам баллады Жуковского «Светлана». Стало традицией ежегодно завершать концертный сезон ансамбля «Русь» спектаклем «Купальская ночь», созданном в 2013-14 годах. Купальские празднества справлялись во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, оживив природу, дав целебную силу травам и растениям, делает первый поворот на зиму. Этот праздник является по верной народной примете также днем полной зрелости полевых и летних трав. По преданию в ночь на Ивана Купала загораются по полям, берегам рек и холмам праздничные костры. При первой вспышке пламени собравшаяся толпа молодежи откликается огню веселыми купальским песнями. Девушки и парни, взявшись за руки, перепрыгивают через пламя, связывая с удачей прыжка судьбу будущей супружеской жизни. Ну, и, наконец, концертная программа «От Москвы до Бреста», созданная в 2015 году, когда вся страна отмечала 70-летие Великой Победы.

Огромная заслуга в восприятии зрителями всех программ «Руси» принадлежит члену Союза художников России Татьяне Гребневой.

Ансамбль «Русь» имеет Государственные фондовые записи, пластинки, кассеты, компакт-диски.

Благодаря темпераменту, артистизму, самоотдаче концерты ансамбля «Русь» - это всегда феерия, всегда событие для г. Владимира, и не только. У коллектива активная насыщенная концертная жизнь. Он с большим успехом гастролирует по разным областям и регионам России. Ему рукоплескали во многих странах мира: Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Италии, Ливане, Болгарии, Зимбабве, Чехии, Словакии, Голландии, Финляндии, Корее, Словении, Сербии, Македонии.

По оценке зрителей и прессы, Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» является своего рода полпредом русского национального искусства за рубежом.

… Заиграли народные инструменты. Ансамбль «Русь» исполняет любимые зрителями концертные номера. И в этих звуках доброта и ширь, тысячелетняя мощь и нежность – эти главные сокровища земли русской, которые бережно и щедро дарят людям талантливые исполнители ансамбля «Русь», руководит которым Заслуженный артист России Николай Литвинов.



Автор текста.

Михаил Костаков, Заслуженный работник культуры,

Член Петровской академии науки и искусства.

 

СТОП-КАДР
Anna Pereguda
Культурная среда